Когда
именно человек становится водителем? Когда получает водительское
удостоверение, после покупки автомобиля или после того, как «намотал
на одометре» несколько тысяч километров? Кажется, этот момент трудно
отследить. И чем естественнее он наступает, тем больше уверенность
в том, что не водитель стал водителем.
Значит, он обрел опыт, практический навык, чаще всего, через
собственные страхи и неуверенность. А уверенность не означает избавления
от страхов. Уверенность, на мой взгляд, означает осознание того, что
есть множество вариантов действий. Через действия можно накопить опыт,
позитивный или, напротив, негативный, помогающий органично вжиться
в состояние и сделать его частью своего мира.
Все мы учились понемножку
У водителя-новичка есть масса поводов чувствовать себя
неуверенно. После приобретения нового статуса в него надо вжиться, а для
этого приходится играть на «площадке» профессионалов. И факт, что все когда-то
начинали, что рядом с профи есть и другие новички, как вы, уверенности
не добавляет. Мне кажется, что это и есть первая и главная ошибка —
считать себя по умолчанию хуже других, полагать, что все вокруг только
и делают, что ищут повод указать на ошибки. Есть и другая крайность:
можно впасть в уверенность, что вы умеете все. Это значит — раз
и навсегда лишить себя возможности стать по-настоящему
опытным водителем. Нормальное поведение на дороге обычно не вызывает
бурного одобрения со стороны, а «неадекват» заостряет на себе внимание
не столько потому, что вызывает раздражение, сколько потому, что
приводит к опасным последствиям.
Бросить в озеро?
Зверский, на мой взгляд, метод обучения плаванию. Я сама отношусь к числу людей, которые боятся «большой воды» из-за умников, которые пытались научить меня плавать, бросая на середину реки. С вождением-то же
самое: «неоперившиеся» водители, оказавшиеся в транспортном потоке без
инструктора, попадают в бурную реку. Сразу по окончании обучения
отправляться в одиночку на дорогу не рекомендуется. К вождению лучше
привыкать в обстановке с меньшими стрессами. То есть ездить по городу
в ночное время, когда мало машин, а значит, меньше вероятность создать
аварийную ситуацию. Польза от этого огромна: можно узнать дорожные
маршруты, справиться с неуверенностью, привыкнуть к машине.
Автомобиль — как костюм: надевать его поначалу непривычно, но чем дольше носишь, тем комфортнее себя чувствуешь, а если что-то
сковывает движения, меняешь его на другой. Важно, чтобы положение рук
и ног в машине было удобным, но не «расхлябанным», чтобы в случае
необходимости тело мгновенно и без препятствий среагировало
на экстренную ситуацию. Важна разумная середина: нельзя сидеть,
полуразвалившись в кресле, держась за «баранку» одним пальцем, как
нельзя и нервно «врастать» в руль и педали. Неправильное положение тела
лишает водителя возможности оперативно реагировать на внешние события
и способствует быстрой утомляемости.
Нервные клетки не восстанавливаются
Или восстанавливаются, но очень долго. В любом случае, нервы надо
беречь, и не только свои, но и тех, кто едет рядом. Действовать надо
по принципу: «нежнее, еще нежнее!». Резкие, ничем не обусловленные
разгоны и торможения — большой стресс для окружающих, о чем они
не преминут сообщить. Правило «ехать со скоростью потока» не зря
существует, уже потому, что дисциплинирует начинающего водителя.
В состоянии нервозности трудно сосредоточиться на обстановке. Вместо
того чтобы контролировать действия соседей по потоку, нужно соотносить
свои действия с происходящим на дороге, словом, быть «включенным»
в состояние вождения. Невнимательность ведет к ошибкам, которые
спокойствия не добавляют. Пересилить себя, успокоиться
и сосредоточиться — наш выход. Можно остановиться, выйти из машины
и сделать передышку.
Кроме отсутствия «ощущения» габаритных размеров автомобиля — считается, что это особенность преимущественно водителей-новичков
женского пола — может отсутствовать и чувство педали. Ни о каком
плавном старте в таком случае речи идти не может. Еще хуже, когда нет
чувства педали тормоза: отсутствует привычка рассчитывать тормозной путь
и тормозить плавно, без резких остановок. Помогут тренировки, а также
максимальное «сближение» с автомобилем, «повадки» которого (реакции
на те или иные действия водителя) надо изучить. Желательно,
в обстановке, не создающей опасностей для других автовладельцев.
Повторение — мать учения
Начинающему водителю непозволительно быть теоретиком. Знание о том,
каким образом топливо попадает в камеру сгорания во время движения
особой роли не играет. Иное дело — практические навыки. Можно 100 раз
прочитать «приемы опережающего руления», которые учат водителя правильно
работать рулем, совершать своевременные, эффективные и безопасные
маневры. Только стократное прочтение так и останется мертвым грузом,
если эту информацию не отработать на практике и не внедрить
в механическую память.
При желании, базовые навыки — не влетать в поворот на высокой
скорости, не переключать в этот момент передачу, не начинать торможение
в повороте, плавно рулить на вираже — можно отработать самостоятельно.
А вот премудростям лучше учиться с опытным инструктором, который
покажет, как правильно тормозить на том или ином дорожном покрытии, как
избежать заноса, что делать, если он все-таки случился, как
правильно осуществить экстренное торможение, как маневрировать
в «стесненных» условиях. Сейчас есть школы водительского мастерства,
всегда можно выбрать опытного «наставника» и отработать все приемы под
его руководством. Это не бессмысленная трата денег, а «инвестиции»
в собственную безопасность.
И опыт — сын ошибок трудных…
Можно, подбодрять себя словами, что «и медведи могут выучиться
кататься на велосипеде», а можно просто адекватно воспринимать
«ученичество». Это в сочетании с действиями в рамках правил дорожного
движения и постоянным увеличением практического навыка — залог успеха.
Никто не застрахован от ошибок, однако в случае с управлением
автомобилем они крайне нежелательны, поскольку могут заставить новичка
забросить водительское удостоверение в дальний ящик. Без коллизий
вряд ли обойдется: когда-нибудь и правила нарушишь, и с «гаишником» придется пообщаться, и в кого-нибудь
въедешь, или, напротив, в тебя. Между прочим, статистика утверждает,
что новички реже опытных водителей попадают в серьезные аварии.
Начинающие боятся разгоняться до опасных скоростей, но на начальном
этапе многие просто едут, а не управляют автомобилем. Разница между
этими понятиями очевидна: во 2-м случае подразумевается
наличие контроля над машиной — это уже иная область ответственности, чем
просто «еду, как могу или как хочу».
Время превратит новичка в «тертого калача». И после того, как
закончится положенный срок, важно помнить, что на дороге каждый день
появляются водители, впервые выехавшие самостоятельно на дорогу. Будьте
к ним терпимее, ведь все мы когда-то учились!