Нужны ли Вам ШИПЫ?Разговоры
о тяготах зимней езды и о зимних шинах не новы. И все же отечественные
автомобильные издания постоянно возвращаются к этим вопросам. Это
естественно, поскольку сама тема несомненно важна, особенно с
наступлением каждого следующего зимнего сезона.
Аргументы по поводу применения
У каждого своя точка зрения на преимущества и недостатки ошипованных
шин. Для водителя легкового автомобиля шипы - определенная гарантия
безопасности на зимней дороге. Для дорожных служб - источник разрушения
дорожного покрытия. Споры о целесообразности применения шипов
противоскольжения длятся с переменным успехом уже лет тридцать. Но
все-таки с переменным, надо заметить.
Противники шипов в основном напирают на экологию. В качестве
аргументов упоминаются и канцерогены (выбиваемая из дорожного полотна
асфальтобетонная пыль), и повышенная шумность, достигающая, по некоторым
данным, 82 дБ(А) - с обычным дорожным протектором она не превышает 77
дБ(А), что по ощущениям почти в два раза ниже.
Сторонникам шипов такая аргументация не кажется серьезной. С цифрами в
руках они доказывают, что экология страдает прежде всего от самого
автомобиля и дорожных служб с их большой химией. При миллионах
кубометров выхлопных газов, ежеминутно выбрасываемых в атмосферу Земли,
асфальтовая пыль - ничтожная добавка. Зато применение шипов позволяет
сберечь здоровье, а зачастую и жизни, ежегодно сотням тысяч людей.
Наверное, по-своему правы и те и другие: все зависит от точки зрения.
К примеру, водителю, вынужденному ежедневно преодолевать зимнюю
беспутицу, трудно понять обывателя, страдающего от шума его автомобиля. А
выход, как обычно, в компромиссе, в поиске оптимального сочетания
конструкции и веса шипа, качества шин, состояния дорог, скоростного
режима движения автомобилей.
Однако вернемся к проблемам безопасности. Шипы противоскольжения
давно и по праву считаются одним из самых действенных способов
обеспечения безопасности на зимних дорогах. Особенно полезны они на
мокром льду при температуре, близкой к нулю, а также на заснеженных
участках дорог с интенсивным движением, когда укатанный снег подтаивает
от давления колес и превращается в каток. Кстати, шипы, разбивая
обледеневшую корку, оставляют за собой дорожку, благоприятную для
обычных шин.
Автомобиль с ошипованными шинами предсказуем в своем поведении даже
для новичка. А его вождение можно сравнить, пожалуй, с летней ездой по
мокрому асфальту: даже в самых неблагоприятных условиях длина тормозного
пути, курсовая устойчивость и управляемость остаются в разумных
пределах. По крайней мере от водителя не требуется каких-то особых
навыков вождения в гололед. Кроме того, улучшенное по сравнению с
обычной шиной сцепление с дорогой предоставляет водителю некий резерв
безопасности - возможность исправить случайно допущенную ошибку в
управлении.
Весомым может показаться и такой аргумент: общепризнанно, что
применение на автотранспорте ошипованных шин существенно сокращает
расходы на последствия серьезных аварий. Например, эксперты дорожной
полиции Швеции подсчитали, что массовое применение шипов позволит
государству уже к концу этого века экономить более миллиарда крон
ежегодно.
Таким образом, взвесив все за и против, сделаем вывод: применение
шипов противоскольжения диктуется объективными условиями, в основе
которых безопасность и жизни людей.
Шипы: конструкция и установка
Шипы противоскольжения гораздо старше автомобилей. В странах
Центральной Европы уже в начале прошлого века вбивали кузнечные гвозди в
кожаные накладки на колесах повозок.
С появлением пневматических шин о шипах временно забыли, поскольку не
могли придумать, как их крепить. Но уже в начале тридцатых годов их
стали применять снова - на гоночных машинах, а к середине пятидесятых -
на любых автомобилях по желанию водителя.
За долгие годы эта простая с виду деталь претерпела массу
превращений: многократно менялись и материалы, и форма. Современный шип
состоит из двух элементов - корпуса и рабочей твердосплавной вставки,
которая закрепляется либо пайкой, либо запрессовкой.
Корпус, как правило, изготавливают из мягкой стали или из
специального алюминиевого сплава. Идет борьба за уменьшение веса и
минимизацию размеров шипа: от этих характеристик зависит его разрушающее
действие (в первом приближении оно пропорционально массе шипа и
квадрату его скорости). Появились даже корпуса из высокопрочной
пластмассы, износостойкость их не так уж низка, но, увы, не в российских
условиях. Встречаются и цельные шипы из минералокерамики, однако цена
их слишком высока, а износостойкость недостаточна.
Сложилась и форма этого приспособления. Теперь их делят на
однофланцевые и (в просторечии гвоздики) и многофланцевые. Среди
шинников и те, и другие имеют своих приверженцев и противников. К
примеру, фирма Nokian Tyres оснащает свою продукцию только многофланцевыми шипами, а Good Year предпочитает однофланцевые.
Шипы противоскольжения устанавливают в специальные отверстия в
протекторе, которые либо формуют в процессе изготовления шины, либо
высверливают. Здесь тоже без своих премудростей не обошлось. Последний
писк - отверстия специальной формы, имеющие небольшую выборку под
опорный фланец шипа.
Долго определялись и с необходимым и достаточным количеством этого
приспособления в покрышке, искали оптимальный режим из работы. Сегодня
шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора по определенной схеме и
с таким расчетом, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно
находилось не менее 8 и не более 12 шипов.
До последнего времени наиболее распространенными в России были
финские (что естественно) шипы противоскольжения от фирм Tikka-Nastat OY
, Turvanasta , Scason и некоторых других. Ныне на российский рынок
поступили изделия их крупнейшего мирового производителя - французской
фирмы Ugigrip .
Вхождение Ugigrip имеет две особенности. Во-первых, впервые поставщик
шипов принял на себя все тяготы по сертификации продукции. Во-вторых -
через АО Промрадинвест, своего представителя в России, французы
намереваются работать непосредственно с российскими производителями шин.
Для Южигрип такой контакт - норма. Фирма, к примеру, много лет напрямую
сотрудничает с концерном Мишлен.
Кстати, Ugigrip - единственное в мире предприятие,
выпускающее шипы с самоустанавливающейся (!) твердосплавной вставкой. В
процессе эксплуатации такой шип сохраняет постоянное выступание рабочей
вставки над поверхностью протектора. В результате разрушающее
воздействие шипов на дорожное полотно снижается, а шина при этом свои
сцепные свойства не теряет.
|